Рекомендуется к изучению всем, кто планирует приписывать персонажу-человеку навыки пилотажа.
Пилоты ВКС – бесспорно элита, но путать их с универсальными солдатами и супергероями из комиксов не стоит. Их подготовка весьма узкоспециальна, поэтому не ждите, что они по причине природного героизма возглавят штурмовую группу пехоты или свинтят зубами боеголовку у ракеты «земля-земля».
Что они умеют, так это летать – этому их учат тщательно и с тем незабываемым шармом, которым обладают только армейские инструкторы. Выпускники Академии даже спустя десятки лет с содроганием вспоминают муштру и безжалостную требовательность своих педагогов. Бескомпромиссная, жесткая, а иногда и попросту жестокая система обучения отсеивает всех, кого даже с очень большой натяжкой можно назвать «случайным» человеком.
Не затрагивая все аспекты подготовки, обратим внимание на самое важное – обучение летному искусству.
Вся программа разбита на три этапа: ST, BT и TT (соответственно Start training, Basic training и Top training).
Каждый из этапов в свою очередь разделен на четыре уровня (ST-1, ST-2, ST-3, ST-4, BT-1 и т.д.). По мере прохождения, юные леди и джентльмены получают в личное дело соответствующие отметки, позволяющие быстро понять их специализацию. Прохождение каждого уровня подтверждается инструкторами. Оценка кадета по каждому из пунктов должна быть минимум «хорошо». «Удовлетворительно» - и курсант идет на переподготовку в рамках проваленного уровня, получая при этом первую пометку в личное дело. На топовых уровнях на переподготовку отправляют за все, кроме "отлично". Три пометки (они суммируются и за разные уровни) – и кадета переводят на другую специализацию. Оценка «неудовлетворительно» - курсант вылетает из пилотажных подразделений сразу.
Start training предполагает общую полетную подготовку без специализации. Курсанты мучают стоковые челноки типа «Кадьяк», изучая основы и стараясь показать себя.

Общая полетная подготовка (ST – Start training)
ST -1.
Курсанты изучают базовые принципы и получают первые часы налета на челноках класса «Кадьяк». Курсанты летают в открытом космосе, вдали от гравитации и на простых маршрутах, отрабатывая простейшие маневры и базовые летные протоколы действий в пространстве. Происходит это под чутким руководством офицеров-инструкторов, которые не страдают излишней деликатностью или терпением.

Контроль/итог

Контроль:
- налет 50 часов с инструктором;
- зачеты по теории.
Итог: допуск ко второму уровню, допуск на самостоятельные полеты в пространстве.

ST -2.
Курсанты изучают орбитальные полеты, сложное маневрирование (вблизи источников гравитации, природных и искусственных объектов), посадки в ангарах станций и кораблей, посадки на низкогравитационные спутники и стабильные астероиды. А еще их отпускают в первые самостоятельные полеты в мягких условиях первого уровня, что вызывает щенячий восторг, резкий рост тестостерона и такую походку, будто кадеты натерли гениталии. 

Контроль/итог

Контроль:
- самостоятельный налет 50 часов в условиях первого уровня;
- налет 50 часов с инструктором в условиях второго уровня;
- зачет по теории.
Итог: допуск к третьему уровню, допуск к самостоятельным полетам по второму уровню.

ST -3.
Самостоятельные полеты в условиях второго уровня. Первые полеты в атмосфере и в гравитационных колодцах (планеты и спутники с гравитацией близкой к 1G). Пока что, разумеется, под все тем же трепетным присмотром инструкторов. Требования повышаются, начинаются обязательные спецкурсы аварийных ситуаций и группового взаимодействия в пространстве, сложного пилотажа и пилотажа в условиях отказа бортового оборудования. На этом этапе кадеты теряют вес, как никогда, и понимают, что на самом деле означает слово «усталость». Третий уровень – своеобразный марафон, который пробует на прочность не только способности курсантов, их выносливость и дисциплинированность, но и мотивацию. Уровень считается своеобразным контролем. Срывы, снижение эффективности и прочие неприятные моменты являются показателями для перевода на нелетные специальности. Чтоб порадовать курсантов, зачет по аварийным ситуациям проводится в остро-прикладном русле прямо во время набора летных часов. 

Контроль/итог

Контроль:
- самостоятельный налет 50 часов в условиях второго уровня;
- налет 75 часов с инструктором в условиях третьего уровня;
- самостоятельный налет 75 часов в условиях третьего уровня;
- зачет по теории.
Итог: допуск к четвертому уровню, допуск на самостоятельные полеты в гравиколодцах.

ST – 4.
Последний в начальной подготовке.
Полеты в агрессивной среде и сложных метеоусловиях. Пилотирование при системных отказах и тяжелых повреждениях, аварийные посадки. Посадки на нестабильные астероиды, «парковка» в ангары движущихся кораблей. Инструкторы все еще присматривают за курсантами, но прохождение третьего уровня добавляет в их общение некоторую сдержанную доверительность. Инструкторы уже не держат руки на управлении, подстраховывая новичка (хотя и готовы взять управление на себя, если видят, что курсанты не справляются).

Контроль/итог

Контроль:
- налет 50 часов с инструктором в условиях четвертого уровня;
- самостоятельный налет 100 часов в условиях четвертого уровня;
- зачет по теории.
Итог: доступ к уровням подготовки BT, возможность выбрать дальнейшее направление обучения (не для всех), общая лицензия уровня PP (Private pilot).

Получив отметку ST-4, курсанты отправляются на первую стажировку в ВКС, где их без зазрения совести и с отеческой доброжелательностью используют на подсобных работах. Командовать зелеными курсантами разрешено кому угодно и лишь в конце стажировки кадетам дают возможность заняться реальной полетной работой. Так что, если в первый месяц каждый из них слышит только «НЕ ТРОГАЙ ЭТО, МОЛОКОСОС!!!», то после шестой недели (если будущий пилот хорошо себя зарекомендовал и все вытерпел), ветеран-куратор может восторженному «молокососу» дать порулить, критично приглядываясь и ворча на криворукость юниора. И все это, заметьте, при том, что у курсанта уже есть лицензия с которой гражданские пилоты могут беспрепятственно летать. Однако требования к военным пилотам на порядок выше, что часто огорчает неофитов, пришедших в Академию уже с лицензией уровня PP. Подобного персонажа педагоги с большим удовольствием проинструктируют касательно того, что он может сделать со своей подготовкой и лицензией. В Академии это все не стоит вообще ничего, а в среде ВКС и подавно.
Итак, вкусив за два месяца горький плод военной службы и лишившись остатков радужных фантазий, пилоты получают возможность выбрать направление своей дальнейшей подготовки. Разумеется, что самостоятельное принятие курсантом подобного решения, считает определенным признанием его талантов Академией. За остальных решают кураторы и инструкторы, опираясь на успехи и личные качества.
Что же предлагает второй этап (BT), из чего выбирают талантливые курсанты?
Глобально курсант должен решить, что ему ближе – малые корабли или большие.
Если кадет выбирает крупные корабли, то его ждет четыре уровня подготовки по сертификату BS (Battle Ship) или CS (Cargo Ship). Второе, что характерно, выбирают для более медлительных и флегматичных курсантов.
Курсанты направления BS проходят обучение на основных базовых корветах, добивая, зачастую, уже практически списанный металлолом. CS  же мучают не менее древние транспортники, не развалившиеся только потому, что строились с завидным запасом прочности.
Те, кто предпочитают пилотировать куда более мелкие, но шустрые корабли выбирают из: DS (Drop Shuttle – десантные челноки и их модификации); F (Fighter – истребители); B (Bomber – бомбардировщики). Им достаются все те же «Кадьяки», F-61S (истребитель-спарка) и AD-8S.
Четыре уровня Basic training во многом идентичны уровням Start training, но имеется ряд отличий:
- обучение проводят действительные пилоты ВКС;
- обучение проходит только на летательных аппаратах выбранного профиля;
- каждый из четырех уровней предполагает минимальный налет в 100 часов и доведение действий пилота до полного автоматизма;
- кадетов учат действовать в тактических группах с учетом специфических особенностей выбранной техники;
- направление CS в принудительном порядке несколько углубленно изучает техническую подноготную своих кораблей (возможно, из-за необходимости учета СРОЧНОГО и МИГОМБЛ*!!! ремонта).
Получив по окончанию Basic training один из пяти армейских сертификатов (BS-4, CS-4, DS-4, F-4, B-4) курсанты снова отправляются в нежные обьятья флота. На второй стажировке отношение к ним уже чуть лучше, но именно «чуть». Просто они отправляются в те подразделения, которым соответствует их сертификат, где бывалые дядьки оттачивают их навыки.
Третий этап обучения (TT) все так же состоит из четырех уровней. Огромное внимание уделяется тактике и специфике выбранных окончательных направлений. Добавляется психологическая обработка для закрепления необходимых качеств. Курсанты учатся действовать в составе больших и малых групп, реагировать на критические изменения в обстановке. Этот этап уже не пытается сломать молодых пилотов, но он вовсе не кажется проще. Стрессовые нагрузки возрастают, пилотов учат мыслить не просто как пилотов, а как офицеров, командиров звеньев и эскадр. Учебные бои становятся ожесточенными. Оценки принимаются только высшие.
Из хорошего курсанты имеют возможность прикинуть, какое из направлений последнего, третьего этапа обучения подходит им больше.
(Но не все. Такой шанс есть только у кадетов, которые выбрали малые корабли, а объясняется это весьма просто. Стезя будущих пилотов крупнотоннажных кораблей предопределена очевидным образом. Пилотам BS-4 предстоит (в случае успешного карьерного роста) последовательно служба на корветах, фрегатах, крейсерах и дредноутах. Пилоты с лицензией CS-4 вовсе не обязательно останавливаются на грузовых колымагах – их навыки оценят не только на мультизадачных «тягачах», но и на крупных десантных суднах, авианесущих крейсерах, и даже авианосцах – гордости ВКС. Как знать, кем станет флегматичный курсант, не блещущий скоростью реакции (относительно своих коллег, разумеется) через десяток лет? Возможно, он окажется в кокпите «Стивена Хокинга»? В хорошем смысле. Ну вы поняли. В плохом смысле там окажется весьма значительная часть его коллег – работа пилотов всегда была опасной).
Курсанты, получившие один из трех сертификатов на легкие корабли, развивают свои навыки по следующей схеме.
Курсанты DS-4 (DropShip), отлично владеющие «Кадьяком», могут выбирать между:
S (Slick) – «чистые» десантники без вооружения и медэваки (требует чудовищной силой воли и способности абстрагироваться);
GS (GunShip) – пилоты «Кадьяков» модели UT-47A с парой боевых ускорителей массы (попытка придать огневую мощь непосредственно десантному челноку – результаты посредственны, но многим спокойнее летать именно на этой модели).
Курсанты F-4 (Fighter) могут выбрать:
DF (Dog Fight) – истребители непосредственного боя (выносливы, расчетливы, способны на относительно затяжной бой, могут применять как оборонительную, так и наступательную тактику).
I (Interceptor) – перехватчики, пилоты обученные мгновенному, «рапирному» бою при запредельных скоростях, часто – на встречных курсах (необычайно высокая скорость реакции вместе с хладнокровием и выдержкой – летают на тех же истребителях F-61 и SX3, но форсированных по тяге, а не по маневру и с более мощным оружием «одного удара»).
Курсанты B (Bomber) могут выбрать:
HAS (High Accuracy Strike) – по сути это штурмовики, вооруженные высокоточным оружием, действующие в непосредственной близости от цели, зачастую – под огнем противника (проходят подготовку на AD-8 с управляемым ракетно-бомбовым вооружением и А-61 Mantis Gunship).
MA (Massive attack) – бомбардировщики, работающие исключительно по крупным целям (не по кораблям) и наносящие опустошительные стратегические удары по площадям в составе крупных авиагрупп.
Табличка под катом в помощь

Табличко

https://pp.vk.me/c630319/v630319423/45161/yUiKFCyP6Io.jpg

Кадетам, которые отлично справляются с третьим этапом обучения разрешают взять в нагрузку один курс из второго этапа. Так, например, пилот-перехватчик может пройти обучение еще и на десантные челноки, получив в итоге метки «F-4, I-4, DS-4». Но узкая специализация третьего этапа может быть только одна. По крайней мере, обучение в Академии не предполагает обучение более чем на два сертификата второго этапа и одного третьего.
Стоит обратить внимание, что метки не означают одинаково хорошего владения всем, на что есть сертификат. Так или иначе пилоты все равно лучше справляются с каким-то одним типом летательного аппарата, на котором у них самый приличный налет. Хотя на последней стажировке им дают по десять-двадцать летных часов на самых разнообразных кораблях. Пикантность в том, что роль инструкторов при этом выполняют такие же кадеты, но с необходимой специализацией.

Пример

Кадет DS десять часов учит премудростям пилотирования «Кадьяка» курсанта с сертификатом CS. Кадет с сертификатом CS через неделю принимает курсанта DS на борту своего грузового сарая и учит уже его.

Разумеется, что это и близко не дает представления о чем-то, кроме самых примитивных вещей, зато курсанты искренне развлекаются, «пробуют кресла» друг друга и себя в роли педагогов.

Любое обучение ВНЕ Академии требует:
1. Подходящего для обучения корабля (симуляторы не в счет и помните, что даже самые «простенькие» корабли бесхозными по космосу не болтаются).
2. Опытного инструктора и определенного договора с ним.
3. Значительного кол-ва времени.
4. Приличного кол-ва денег (вы не поверите, но корабль требует обслуживания и стоит оно далеко не копейки).

Поясняшки

Вношу финансовую внятность. Один час полета на «Кадьяке» (даже без учета услуг инструктора) будет стоить вам минимум в шесть раз дороже, чем час полета на том же «Кадьяке» в качестве одного из пассажиров. А вам таких часов нужно хотя бы пятьдесят. Умножайте расходы на двадцать в случае с военными образцами. Про крупные корабли деликатно умолчу. Это себе могут позволить только ОЧЕНЬ богатые люди.

Ну и даже при соблюдении этих условий, это будет только вялое подобие ST и, при сравнение с обучением даже самого «средненького» кадета Академии, ваша подготовка скромно отсидится в углу шаркая лапкой.